» » » Головная боль напряжения - причины, лечение и профилактика

Автор: main от 6-09-2011

Головная боль напряжения - причины, лечение и профилактика
Описание головной боли напряжения

Если у человека головная боль напряжения, то он чувствует, как его голову стягивает и сжимает невидимый обруч, боль распространена по всей голове – она тупая и не пульсирующая. Хронология развития головной боли напряжения такова: в ответ на психологический или физический стресс излишне напрягаются мышцы головы или плечевого пояса и по этой причине начинается головная боль. Головная боль напряжения может быть эпизодической или хронической, она не усиливается при физической активности, продолжительность приступа – от 30 минут до 7 дней. Очень часто вместе с головной болью напряжения больной чувствует депрессию, тревогу, боль в сердце, животе, спине, суставах.

У детей головная боль напряжения обычно локализуется в лобной и лобно-височной области, чаще всего она возникает во второй половине дня. С ростом детей головная боль напряжения учащается.

Распространение головной боли напряжения

Головная боль напряжения является самым распространённым типом головной боли и периодически встречается у 70-80% людей. Женщины страдают чаще мужчин, этот тип головной боли также часто встречается у детей, при этом старшеклассники жалуются больше, чем ученики младших классов.

Причины головной боли напряжения

Главная причина развития головной боли напряжения – это длительное напряжение определённых мышц, вследствие стресса, депрессии или особенностей работы человека. Чаще всего такой тип головной боли возникает по причине перенапряжения таких мышц: лобная, затылочная, височная, шейные мышцы, глазные мышцы и мышцы плечевого пояса. По этой причине чаще всего головная боль напряжения возникает у людей, чья работа связана с компьютером, долгим вождением автомобиля, а также при работе с мелкими деталями, когда напрягаются и мышцы плечевого пояса, и глазные мышцы. Большинство людей замечает, что этот тип головной боли исчезает или ослабевает даже после непродолжительного отдыха, сна или смены позы.

Лечение головной боли напряжения

Лечить и контролировать головную боль напряжения можно только комплексом мер – это физиологические, фармакологические и психотерапевтические методы.

Чаще всего такой тип головной боли уменьшается или вообще проходит при приёме парацетамола, аспирина или препарата, содержащего кофеин и анальгетик. При использовании лекарственных препаратов, надо помнить о риске развития привыкания к ним. Эпизодические головные боли напряжения могут перерасти хронические под влиянием самих медикаментов. Для лечения хронических головных болей напряжения используют антидепрессанты, но при таком подходе надо обязательно помнить, что лекарства должен подбирать специалист, и курс лечения обычно продолжается около 2 месяцев.

Психотерапия тоже очень важна для лечения головной боли напряжения: человек должен сам или с помощью специалиста разобраться в своих проблемах, научиться психологическому расслаблению и умению не зацикливаться на проблемах.

Кроме вышеперечисленных способов с головной болью напряжения можно успешно бороться с помощью кислородных и жемчужных ванн, циркулярного душа, массажа и электрофореза.

Профилактика головной боли напряжения

Учитывая, что основная причина головной боли напряжения – это излишнее напряжения мышц, для профилактики этого типа головных болей человек должен, прежде всего, избегать статичных и неудобных поз во время работы, учёбы или отдыха. Рабочее место для взрослого или учебное место для ребёнка должны подбираться с учётом роста и телосложения человека. При просмотре телевизора или работе за компьютером нельзя долго оставаться в одной и той же позе.

Выполняя простые упражнения, человек может существенно уменьшить риск появления головных болей напряжения.

1. Надавить лбом на ладонь в течение 7 секунд, затем расслабить мышцы. Упражнение повторить 3 раза.

2. Надавить на ладони затылком в течение 7 секунд, затем расслабить мышцы. Повторить 3 раза.

3. Надавить левым виском на левую ладонь по 7 секунд 3 раза, затем правым виском – на правую ладонь по 7 секунд 3 раза.

4. Поворот головы в стороны в медленном темпе не менее 5 раз.

5. Наклоны головы в стороны по 5 раз влево и вправо.

Если не игнорировать первые симптомы головной боли напряжения, то этот вид головных болей можно контролировать и успешно лечить без заметного изменения режима жизни и работы.

Теги: здоровье женщин