» » » Околоплодные воды - возможные патологии

Околоплодные воды - возможные патологии

Автор: main от 9-08-2011

Весь период внутриутробного развития ребенок находится в водной среде — околоплодных водах, которые выполняют ряд очень важных функций и дают возможность ребенку свободно двигаться в утробе матери. Но иногда у беременных женщин могут быть патологии околоплодных вод — маловодие и многоводие. Эти состояния ведут к осложнениям не только беременности, но и течения родов. Наиболее точное определение маловодия и многоводия можно получить только в результате ультразвукового исследования.
Во время беременности, обновление околоплодной жидкости происходит каждые три часа. Каждый день ребенок поглощает до четырех литров воды, поступающих в его организм через пищеварительный канал. Околоплодная жидкость образуется в результате секреции эпителия амниона и содержит биологические активные вещества, жиры, белки, витамины, гормоны. Кроме этих веществ к жидкости примешиваются эпидермис и отделяемое сальных желез ребенка.
Нормальное количество околоплодных вод к концу беременности составляет от 600 до 1500 мл. При снижении объема жидкости до 500 мл и меньше говорят о маловодии. Если количество жидкости увеличивается от 1500 мл и больше — это многоводие.
Функции околоплодных вод не ограничиваются обеспечением плода питательных веществ и свободного движения в утробе. Помимо этого жидкость защищает плод от внешних воздействий — ударов и травм; предотвращает сжатие пуповины между маткой и телом плода; участвует в раскрытии шейки матки в начале родовой деятельности.
Олигогидрамнион — маловодие встречается намного реже, чем многоводие. Снижение количества околоплодной жидкости связано со слабым развитием эндометрия, выстилающего плодную оболочку. В настоящее время причины олигогидрамниона мало изучены, но специалистами были выявлены некоторые закономерности. Маловодие может возникнуть при: гипертонической болезни матери, воспалительных заболеваниях — экстрагенетальных и половой сферы; наличии у беременной нарушения обмена веществ — ожирения.
При маловодии у беременной отмечаются боли в животе, шевеления ребенка болезненны. Размеры матки уменьшены и не соответствуют сроку беременности. Из-за тесного прилегания стенок матки к плоду возникает его сдавливание, в результате чего у ребенка может развиться искривление позвоночника. Также возможно пережимание пуповины, что ведет к гипоксии и даже смерти плода. После рождения у ребенка сухая кожа, маленькая длина и масса тела.
Многоводие возникает в результате повышенной функции водной оболочки. Причин развития многоводия достаточно много: вирусные и инфекционные заболевания в период беременности, почечные заболевания, болезни сердечно-сосудистой системы, сахарный диабет, несовместимость резус-фактора крови плода и матери, заболевания плаценты, многоплодная беременность.
Многоводие может протекать в виде двух форм: хронической и острой. Наиболее тяжелая форма — острая. Стремительное нарастание количества околоплодной жидкости может повлечь за собой гибель плода и угрозу разрыва или разрыв матки. При хронической форме количество вод нарастает постепенно, на протяжении всей беременности и характеризуется увеличением матки до 120 см и более.
Жалобы беременной при многоводии на тяжесть и боли в животе, общее недомогание, появление отеков. Движения плода становятся слишком активными, положение плода неустойчивое, сердцебиение его приглушено. Из-за повышенного количества жидкости матка поднимает диафрагму, затрудняя кровообращение и дыхание. За счет сильного растяжения кожи живота на ней появляются рубцы — стрии и проступает венозный рисунок.
Для лечения маловодия выявляют его причины и пытаются устранить их. Если причинами маловодия стали пороки развития плода, не совместимые с жизнью, делают прерывание беременности.
Лечение многоводия проводят антибиотиками и препаратами, улучшающими циркуляцию жидкости. В тяжелых случаях многоводия проводят прокол плодного пузыря с постепенным выпусканием жидкости. При остром многоводии прибегают к досрочным родам. Параллельно проводится терапия сопутствующих заболеваний женщины.