Сахарный диабет

Автор: main от 28-02-2012

Сахарный диабет возникает когда поджелудочная железа перестает вырабатывать необходимое количество инсулина. Это диабет первого типа — инсулинозависимый и чаще встречается у людей до 40 лет. Однако, чаще встречается диабет второго типа — когда инсулина в организме вырабатывается достаточно, но активность инсулина весьма низкая. Это происходит из-за большого количество жировой ткани, которая имеет низкую чувствительность к инсулину и поражает людей старше 50 лет.

Причины возникновения диабета

Причины развития диабета точно неизвестны до сих пор. Очевидно лишь, что если родители болеют диабетом, то ребенок почти наверняка заболеет, наследственная предрасположенность играет большую роль в заболевании диабетом.
Вторым фактором, вызывающим диабет, является ожирение. Если постоянно следить за собой, то риск развития диабета сильно уменьшится.
Третья причина — болезни поджелудочной железы, такие как панкреатит, рак поджелудочной железы и др.

Симптомы диабета

Для диабета обоих типов характерны следующие симптомы: больной постоянно чувствует жажду, много пьет, но из-за частого мочеиспускания организм теряет жидкость и обезвоживается. Потеря веса и постоянное чувство голода. Человека одолевает слабость, головокружение, онемение в ногах и руках. Возникают проблемы со зрением — ощущение тумана перед глазами. При простых заболеваниях, выздоровление у диабетиков происходит намного медленнее и сложнее. Ну, и основным симптомом диабета является высокий уровень сахара в крови.

Лечение диабета

При сахарном диабете 1 типа, приходится поддерживать необходимый уровень инсулина - уколами инсулина. Их делают подкожно, и любой больной в состоянии делать их самостоятельно. Инъекции инсулина позволяют больному сохранять привычный образ жизни, однако для стабильно удовлетворительного состояния здоровья уколы инсулина придется делать всю жизнь.
Инсулины бывают двух видов: короткого действия (Актрапид, Хумулин Р, Инсуман Рапид) и средней длительности действия (Монотард, Протафан, Хумулин НПХ, Инсуман Базал) Схему инъекций и объем вводимого инсулина может определить только врач.
Есть две основных схемы инсулинотерапии: инсулин короткого действия (например, Актрапид) перед обедом и инсулин пролонгированного действия (например, Монотард) перед завтраком и перед сном. Вторая схема отличается тем, что инсулин средней длительности действия вводится только перед сном, а в течение дня делаются уколы инсулина короткого действия.
Обычно утром больной вводит себе 40% суточной дозы инсулина короткого действия, 30% его же перед обедом и 30% перед ужином. Суточная доза инсулина равна 0,6-1 ед/кг. 25% суточной дозы приходится на долю инсулинов короткого действия и 75% – на инсулин средней длительности действия.
Так как инсулин вводится под кожу, он медленно попадает в кровь: действие его начинается лишь через 15 минут, а максимальная концентрация в крови достигается через 40-60 минут после укола. Основная дозировка для лечения диабета определяется врачом, но после обучения, больной может самостоятельно измерять свой уровень сахара и менять дозу инсулина в зависимости от показаний глюкометра.

Диабет 2 типа гораздо более распространен. Для успешного его лечения больной обязан не только постоянно контролировать уровень сахара в крови, но и придерживаться диеты и стараться сбросить вес. Диета при диабете 2 типа заключается в постоянном потреблении низкокалорийной пищи, богатой клетчаткой. Обязательны физические нагрузки: ведь во время зарядки работающие мышцы усиленно потребляют глюкозу, и это позволяет поддерживать уровень сахара в норме.
Если диета и физические упражнения не дают желаемого эффекта, приходится начинать медикаментозное лечение, которое заключается в приеме сахароснижающих препаратов (Глюренорм). Однако, медики давно убедились, что со временем больному диабетом 2 типа все равно потребуются инъекции инсулина. Это связано с тем, что с годами функция поджелудочной железы ослабевает и инсулина начинает не хватать.